Воля в процессе управления
Страница 3

В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны — содержательную и динамическую («энергетиче­скую»). Доказано, что на эффективность выполнения деятельно­сти существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления — наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщен­ность

Уровень активации может меняться в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровней рас­сматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрство­вание, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.

Во-вторых, доказано, что существует прямая связь между сте­пенью негативного (деструктивного) влияния психических со­стояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образо­вания, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные, исполни­тельские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-во­левой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-во­левой регуляции состояний в управленческой деятельности явля­ется сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огром­ное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наи­более высокие требования к эффективности и жесткости эмоци­онально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответст­венностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содер­жит столь обширного спектра причин и факторов, порождаю­щих эмоциональные реакции, как управленческая.

Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельнос­ти, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных усло­вий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характе­ристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настро­ению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководи­тель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоцио­нальные проявления и состояния (неуверенности, подавленно­сти, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненны­ми и сказываются на их деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Межличностные отношения учащихся. Введение.
Многочисленные работы, посвященные классному и школьному коллективам, про­веденные в «досоциально-психологический» период, почти не затрагивали вопро­сов о личных взаимоотношениях между учениками. Эти исследования касались в основном деловых отношений, организационной структуры коллектива, воспи­тания актива и т. д. Более близки к этой ...

Важность понимать, что на самом деле нужно
Закон Притяжения работает на любое ваше желание, он даст вам всё, чего вы пожелаете! Но одно останется вопросом, будете ли вы счастливы? Имея миллионы, красивую машину, дом, возможность отдыхать в любой точке мира – всё это вам не даёт гарантии, что вы будете счастливы! Есть множество духовных потребностей, без которых человек не может ...

Работа психолога в школе
Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов. Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были “изолированы” друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Н ...