Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и
профилактике его возникновенияСтраница 3
11. Домашнее задание «Свободный микрофон»
Каждый должен сформулировать по одному вопросу всем остальным, чтобы лучше понять каждого члена группы.
Занятие № 2
Цель занятия – закрепить тренинговый стиль общения, способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, снять эмоциональную напряженность.
1. Приветствие
Участники делают друг другу комплименты.
2. Обсуждение прошлого занятия
Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии
3. Упражнение «Свободный микрофон»
Участники по очереди задают подготовленные дома вопросы тому, кто первым захочет воспользоваться возможностью быть «в центре внимания». Основное правило – отвечать как можно полнее и откровеннее.
Участник, который первым будет отвечать на вопросы, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы.
Время на вопросы одного участника не должно превышать 5 минут. При этом каждый вправе не отвечать, если, на его взгляд, вопрос не относится непосредственно к нему или он не совсем готов к откровенному ответу на данный вопрос.
4. Упражнение «Продолжи рисунок»
Каждый участник на листе в левом верхнем углу пишет свое имя и рисует свой символ. После этого передает листок соседу. Тот рисует символ, который подходит, по его мнению, этому человеку. Лист передается дальше, пока не вернется к хозяину.
Обсуждение возможных трудностей в выборе символа для человека.
5. Упражнение «Карусель»
Ведущий: «Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним».
Все члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).
По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно один шаг вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий.
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники в течение одной минуты должны закончить беседу, попрощаться и перейти к новому партнеру.
6. Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»
Каждый участник в течение 3-4 минут набрасывает «психологический портрет» кого-либо из членов группы без указания признаков, особенно внешних, по которым сразу можно узнать конкретного человека.
В портрете должно быть отражено 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Время для описания 5 минут. Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет.
7. Подвижная игра «Прорвись в круг»
Члены группы берутся за руки, образуя круг. Поочередно один из участников старается прорваться в центр круга, а другие не пускают его.
8. Упражнение «Без маски»
Ведущий: «Перед вами в центре круга стоит стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, безо всякой предварительной подготовки, продолжить фразу, начало которой написано на карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным.
Члены группы будут внимательно слушать вас. И если они почувствуют, что вы неискренни, неоткровенны, вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить».
9. Упражнение «Изофантазия»
Всем участникам дается задание в течение 5-7 минут нарисовать несуществующее доброжелательное и очень общительное животное.
Затем организуем вернисаж и обмен впечатлениями.
10. Домашнее задание «Каким меня видят окружающие»
Участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные ее члены».
Занятие № 3
Цель занятия – отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего мира; закрепить стиль доверительного общения, развить умение постоянного самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.
1. Приветствие
2. Подвижная игра «Атомы»
3. Обсуждение прошлого занятия
Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии
4. Упражнение «Каким меня видят окружающие»
Участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные ее члены».
Методический инструментарий
В работе мы использовали несколько методик. Одной из них был тест, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха
Анкета представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраж ...
Самооценка и уровень
притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Отношения личности с окружающими людьми, ее требовательность к себе, креативность, отношения к успехам и неудачам зависят от самооценки личности. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее раз ...
Личность руководителя как важный фактор принятия
управленческих решений. Индивидуальный стиль деятельности руководителя
В настоящий момент вопрос об индивидуальном стиле деятельности человека, который кажется таким простым в житейском смысле, представляется сложным и мало проработанным – в научном. Под индивидуальным стилем деятельности психологи понимают и когнитивные стили, и аффективные стили, и регулятивные стили, и управленческие стили, и специальны ...