Условия и пути оптимизации взаимоотношений в семье. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений в семье
Страница 2

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Условия и пути оптимизации взаимоотношений в семье. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений в семье

3. В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 балла, II- 0,1 балла, III – 0,2 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Семейная ситуация благоприятная – 0,7 баллов.

4. В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,5 балла, II- 0,5 баллов, III – 0,1 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,2 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.

5. В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,8 балла, II- 0,5 балла, III – 0,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,4 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье – 2,6 балла.

6. В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,2 балла, II- 4,5 балла, III – 2,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье.

7. В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,3 балла, II- 0,3 балла, III – 2,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье – 2,6 балла. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность.

8. В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,6 балла, II- 0,3 балла, III – 0 баллов, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

9. В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,63 балла, II- 0,6 балла, III – 0 баллов, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Несмотря на благоприятную ситуацию, ребенок проявляет тревожность.

Для того, чтобы представить общую картину результатов, мы разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) – состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа – это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа – это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу – тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация – 45 баллов; III - конфликтность – 3,1 балла; IV - чувство неполноценности – 1,4 балла; V - враждебность – 2,2 балла. (Приложение 3).

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (Варга, Столина). Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. (см. Приложение 4).

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I – «принятие – отвержение»; II – «кооперация»; III – «симбиоз»; IV – «авторитарная гиперсоциализация»; V – «маленький неудачник» получили следующие результаты:

в семье 01 по параметру получили баллы

мать - 11 баллов, это в процентах - 68,35%.

отец - 15 баллов, это в процентах - 90,50%.

По II параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 31,19%.

отец - 4 б, в процентах - 9,77%.

По III параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 86,63%.

отец - 2 б, в процентах - 39,06%.

По IV параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах - 95,74%.

отец - 5 б, в процентах - 83,79%.

По V параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах - 99,83%.

отец - 1 б, в процентах - 45,57%.

В семье 02 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 5 б, это в процентах - 0%.

отец - 4 б, это в процентах — 0%.

По II параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 19,22%.

отец - 2 б, в процентах - 5,67%.

По III параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 39,06%.

отец - 0 б, в процентах - 5,67%.

По IV параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 13%.

отец - 2 б, в процентах - 32,13%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 45,54%.

отец - 2 б, в процентах - 70,25%.

В семье 03 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 14 б, это в процентах - 88,60%.

отец - 9 б, это в процентах - 31,01%.

По II параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 7,88%.

отец — 6 б, в процентах — 19,22%.

По III параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 57,96%.

отец - 3 б, в процентах - 57,96%.

По IV параметру баллы:

мать - 7 б, в процентах - 100%.

отец - 1 б, в процентах - 13,86%.

Страницы: 1 2 3 4


Обработка данных
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе " рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее п ...

Вопрос готовности к школе шестилетних детей
В мировой педагогической практике опыт организации обучения детей с 5-6 лет известен на протяжении более полувека. В отечественной педагогике подобные исследований связаны с именами Ш.А.Амонашвили [1], В.С.Мухиной [50] и др., к середине 80-х гг. изложивших свое понимание проблемы обучения в школе начиная с шестилетнего возраста. Не подв ...

Методика 2. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)
№ п\п Любозна тельность 24 Воображение 24 Сложность 26 Склон ность к риску 26 Общий балл Уровень 1. 18 21 12 14 65 с 2. 11 9 7 8 35 с 3. 5 9 4 4 22 н 4. 21 19 23 15 78 в 5. 15 21 20 17 73 в 6. ...