Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольниковСтраница 4
Механизм воображения, по Ж.Пиаже, составляют образы, возникающие в процессе развития ребенка в следующем порядке:
- статичные образы, дающие близкое к воспринимаемому отражение действительности;
- кинетические образы, отражающие изменения пространственных положений объектов;
- трансформированные образы, отражающие изменения форм.
Анализ работ Ж.Пиаже показывает, что автор отмечает позитивную познавательную роль воображения только во включении его в развитие ассимилятивных возможностей. В его работах четко выступает двойственных характер воображения: с одной стороны, оно отрывает ребенка от действительности, а с другой - ребенок на определенном этапе отделяет действительность от игры[9].
Попытку примирить противоречивые тенденции в воображении предпринял А. Валлон. Автором описаны два вида воображения, один из которых проявляется тогда, когда ребенок отделяет реальность от фантазии, другой - когда ребенок целиком живет в своих представлениях, то есть ребенок смешивает субъективное и объективное, « . их искажение рассматривается как игра фантазии ребенка».
В исследовании Л. Дайлелла, М. Ватсона выделены уровни развития связи фантазии ребенка с реальной действительностью. На первом уровне ребенок переживает фантазию как реальность. На втором уровне он применяет внешние вспомогательные приемы, чтобы перейти от фантазии к реальности и наоборот. На следующем уровне ребенок четко контролирует переходы от реального к воображаемому. На последнем уровне ребенок отграничивает мир воображения от мира реальности.
Прямую направленность воображения ребенка на познание подчеркивали последователи экзистенциальной философии. Так, Э. Кобб считает основным источником воображения дистанцию между восприятием своего "Я" и восприятием всеобщего.
Предпосылки воображения, по мнению Э. Кобб, закладываются в раннем возрасте и проявляются в телесных ощущениях, в ощущениях младенца контакта со средой, затем в играх, где дети строят символическую картину мира. Игра дает ребенку возможность реализовать свое трансцендентное "Я"'. Первые настоящие проявления творчества и творческого воображения автор относит к 5-6 годам, когда появляются воспоминания о возникновении чувства гармонии, слиянии своего "Я" со всеобщим. Таким образом, Э. Кобб подчеркивает направленность воображения на познание.
Теоретические основы психологии музыкальных
способнстей. Понятие "музыкальные
способности"
Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаре ...
Тест школьной тревожности Филлипса
Был получен запрос от классных руководителей 9 классов проверить у учащихся уровень тревожности, т.к. в этом году им предстоит сдать ПГК. Для диагностики мы использовали выбранный нами опросник школьной тревожности Филлипса. Удалось провести данный опрос одновременно, т.к. задание поручили классным руководителям.
С интерпретацией у мен ...
Страницы жизни
Курт Левин родился в Германии в городе Могильно. Образование он получил в университетах Фрейбурга, Мюнхена и Берлина. Докторскую диссертацию по психологии защитил у Карла Штумпфа в 1914 году в Берлине, где также изучал математику и физику. Во время первой мировой войны Левин служил в немецкой армии, был ранен в бою и награжден железным ...