Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
Рефлекторная теория формулирует три главные тенденции в развитии психики живых организмов:
1) усложнение формы поведения (формы двигательной активности);
2) совершенствование способности к индивидуальному научению;
3) усложнение форм психического отражения.
Тот или иной характер отражения живым организмом окружающей действительности свидетельствует об уровне развития психики. А. Н. Леонтьев предложил следующую периодизацию эволюции психики живых организмов:
1) стадия сенсорной психики;
2) стадия перцептивной психики;
3) стадия интеллекта (Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики»)
На стадии элементарной чувствительности психика животных способна отражать лишь отдельные свойства внешней действительности. Наличие такого уровня развития психики демонстрируют уже простейшие организмы. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве (в толще воды, на поверхности находящихся в воде предметов или по дну водоемов). У тех же простейших обнаружены элементарные формы индивидуального научения. Научение — это адаптивные изменения индивидуального поведения в результате освоения предшествующего опыта. Оно проявляется в основном в эффектах привыкания.
Второй этап эволюции психики — стадия перцептивной (воспринимающей) психики. Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме целостных образов вещей и их соотношении друг с другом. На этой стадии существует огромное множество разнообразных форм и проявлений психики, сличающихся уровнем сложности. Самое общее, что объединяет поведение животных на этой стадии, — это разрастание усложнение промежуточных, или предвосхищающих, форм поведения на пути к конечным биологическим целям. На уровне перцептивной психики реакция превращается в развернутую многозвенную цепь действий — операций. Операциями называется относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых находится.
Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинктивные действия. Каждый вид животных обладает своеобразным набором инстинктов на основе механизма наследственности. Они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме в качестве морфологического признака. Инстинкты того или иного вида сформировались в результате длительной эволюции.
Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека, — это подчиненность поведения животных исключительно биологическим целям, законам и механизмам.
Человек находится в системе социальных закономерностей, труд и язык сформировали эти закономерности. В основе труда лежат орудийная деятельность и использование различных предметов для достижения каких-либо целей. Решающую же роль в формировании психики человека стало играть использование языка и речи. У стадных животных есть свои средства общения. Однако язык животных не имеет семантической, знаковой функции. Это означает, что элементы языка животных не обозначают внешних предметов самих по себе, их абстрактных свойств и отношений. Они всегда связаны с конкретными биологическими ситуациями. Многие сигналы выражают эмоциональные состояния животных.
Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщался к общественному опыту и становился носителем общественного сознания. В этой включенности индивидуума в общественную жизнь и состоят принципиальные основания общественной природы человеческого сознания.
Функциональный подход
Классификация имиджа, как показывают современные исследования, возможна в аспекте рассмотрения его функциональных особенностей, хотя, проще было бы его представить как классификацию, базируясь на видовых признаках имиджа. Так, имидж, на наш взгляд, бывает политический и бизнес-имидж. Также имидж может быть субъектный и объектный. (Предм ...
Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясня ...
Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления. Эмоциональные
процессы и управление эмоциями
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапны ...