Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений.
Страница 3

Другая психология » Педагогическая психология » Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений.

Теперь посмотрим, что, напротив, снижает статус ученика в системе личных взаимоотношений, каковы особенности детей, которые в ходе эксперимента получили минимальное число предпочтений или же вообще выбраны не были.

Анализ материалов показывает, что наиболее распространенная черта этих детей - неуживчивость как следствие аффективности, проявляющейся в упрямстве, повышенной вспыльчивости, вспышках грубости, склонности к рукоприкладству. Эти качества характера не могут не затруднять общение ученика с одноклассниками. Большинство представителей этой группы невоспитанны, неопрятны, у них более низкий, чем у большинства одноклассников, уровень общего разви­тия; некоторые были замечены в воровстве. Впрочем, некоторые из них имеют хорошие способности и хорошо учатся, но отрицательные черты не способствуют их популярности в системе личных взаимоотношений.

Исследование «рейтинга» личности широко используется и в социальной психологии, и в педагогике. Они, конечно, не могут, да и не стремятся заменить индивидуальное изучение личности, находясь с ним в отношениях дополнительности. Используя данные, полученные в статистическом исследова­нии, педагог всегда должен их сопоставлять с собственными наблюдениями за детьми.

Выше были изложены результаты индивидуального изучения детей, занимаю­щих различное положение в системе личных отношений. Теперь мы рассмотрим данные другого характера, полученные в результате рейтинговых исследований дошкольников. 100 воспитателей различных детских садов представили характеристики самых лучших и самых трудных детей своих групп. (Этот прием напоминает известный в социальной психологии метод «полярных профилей».) Затем были проанализированы качества, названные воспитателями, и на этом основании выявлено, какие из признаков играют наиболее существенную роль для положения ребенка.

Чаще всего у ребенка, занимающего наиболее благоприятное положение в группе, воспитатели отмечают способность быть хорошим партнером в игре: это и организаторские склонности, и сговорчивость ребенка при распределении ролей, и его способность внести в игру что-то новое, обогатить ее. Далее следуют аккуратность, опрятность, умение и желание помочь товарищу, общительность, друже­любие, привлекательная внешность. Отмечаются и такие качества, как высокое общее развитие, художественные способности (хорошо рисует, танцует, поет, чита­ет стихи). Кстати, несмотря на явную тенденцию положительно характеризовать детей, занимающих высшее положение в группе, воспитатели указывают и на некоторые их отрицательные качества, например, заносчивость и властность («лю­бит командовать», «редко слушается»).

Среди детей, занимающих высокое положение в группе, оказалось немало ма­леньких «деспотов». Их влияние на других порой распространялось так далеко, что давало о себе знать и в их отсутствие. Следовательно, хорошее положение ребенка в группе еще не означает, что взаимоотношения со сверстниками строятся на правильной основе.

Не меньшее значение имеет выяснение причин, по которым некоторые дети оказываются как бы изолированными в среде своих сверстников. Чтобы определить наличие у школьников тех или иных качеств, был использован прием, который в социальной психологии носит название «обобщение независи­мых характеристик». Каждый из изучаемых учеников принимал участие в индиви­дуальных беседах с десятью одноклассниками и десятью взрослыми, в число кото­рых входили близкие родственники, воспитатели, учителя и т. д. Если из 20 опрошен­ных 16 единодушно отмечали какое-либо качество характера, эта черта трактова­лась психологом как типичная. Далее с помощью статистических методов опреде­лялись значение и степень влияния каждого качества на положение ученика.

Сравнительный анализ результатов показал, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. Например, почти все «звезды» получили высокую оценку за внешность: они привлекательны, следят за собой, опрятно одеты. На всех возраст­ных этапах большое значение имеют хорошая успеваемость, внимательность и активность на уроках, добросовестное отношение к учебе. Во всех классах высоко ценится дружелюбие ученика, готовность поделиться своими вещами, а также уве­ренность в себе.

Для учеников с неблагоприятным положением для всех возрастов характер­ны следующие претензии: получает замечания учителя, отвлекается на уроках, общественно пассивен, равнодушен к делам коллектива, увиливает от работы. Для «не принятых» одноклассниками наиболее характерны непричастность к классному активу, неопрятность, плохая учеба и поведение, непостоянство в друж­бе, нарушения дисциплины и т. д.

Страницы: 1 2 3 4


Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений.
Факт, что в детском коллективе нет равенства, не требует доказательств: вполне естественно, что одни пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи же вообще оказываются в психологической изоляции. В предыдущем разделе мы имели возможность убедиться, что положе­ние, которое занимает каждый че ...

Поведенческие особенности. Социальное поведение
В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему остается труд. «Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняющие логике своего развития цели внутренние,— там реализуется труд. Там же, где главными являются внутренние цели, которые реализуются посредством следующих функций: удовлетворение социальных и духовных потр ...

Физиологический аспект
Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются спустя несколько дней, а начальные симптомы (слабост ...