ЗаключениеСтраница 1
Хотя в литературе исследования и не обнаруживают, что между мужчинами и женщинами существуют значительные расхождения по большинству качеств, мы считаем, что они очень не похожи друг на друга. Частично это происходит по той причине, что женщины и мужчины исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправдывают эти роли. Наше общество также указывает нам, что мужчины и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. Кроме того, наша врожденная когнитивная привычка разделять все на категории и действовать на основе такого разделения также способствует сохранению представления, что гендерные различия велики и актуальны. Мы еще больше склоняемся к тому, чтобы проводить грань между гендерами, и начинаем частично определять свою идентичность исходя из нашей гендерной принадлежности. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства.
Следует обратить внимание на небольшую разницу в показателях у девушек: фактор андрогинности превалирует над фемининностью и маскулинностью. То есть можно говорить, что у девушек мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, что девушки принадлежат к андрогинному типу, имеющему черты одного и другого пола наиболее приспособленному к жизни.
Высокие значения по факторам силы личности, социального статуса, современности, маскулинности говорят о довольно традиционном взгляде на исследуемые образы мужчин.
Приложение 1
Исследование гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов О.Л. Кустовой
Процедура проведения исследования с помощью метода личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных и униполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными и описательными характеристиками, оцениваются заданные образы, которые подвергаются факторному анализу.
Испытуемым предлагается дать характеристику следующим образам: «женщина в отличии от мужчины»(«мужчина в отличии от женщины»)
Для оценки мужских и женских образов предлагаются разные варианты опросников.
Опросник, предлагаемый для оценки образа: «Женщина в отличие от мужчины», а также для оценки женщинами самих себя»
Инструкция: Внимательно прочтите каждую пару черт и поставьте знак + в соответствующей, по вашему мнению, графе.
В правом и левом (крайних) столбцах бланка содержатся полярные, полюсные качества.
Образ «Женщина в отличие от мужчины» исследуется в следующем варианте: необходимо обозначить процент отличия. Знак отличий значения здесь не имеет (например, женщины в отличие от мужчин более обаятельны, примерно на 20 %, что отмечается в соответствующей в графе).
Фамилия, инициалы:
Пол Возраст _ Дата Время
0 % |
10 % |
20 % |
30 % |
40 % |
50 % |
60 % |
70 % |
80 % |
90 % |
100 % | |||
1 |
Отталкивающая |
Располагающая | |||||||||||
2 |
Некрасивая |
Красивая | |||||||||||
3 |
Необаятельная |
Обаятельная | |||||||||||
4 |
Не увлекает |
Увлекает | |||||||||||
5 |
Не вызывает доверия |
Вызывает доверие | |||||||||||
6 |
Глупая |
Умная | |||||||||||
7 |
Безучастная |
Доброжелательная | |||||||||||
8 |
Неискренняя |
Искренняя | |||||||||||
9 |
Неуверенная |
Уверенная | |||||||||||
10 |
Робкая |
Смелая | |||||||||||
11 |
Скованная |
Свободная | |||||||||||
12 |
Слабая личность |
Сильная личность | |||||||||||
13 |
Не имеет собственного мнения |
Имеет собственное мнение | |||||||||||
14 |
Пассивная |
Активная | |||||||||||
15 |
Замкнутая |
Открытая | |||||||||||
16 |
Надеется только на себя |
Надеется на помощь других | |||||||||||
17 |
Расчетливая |
Непосредственная | |||||||||||
18 |
Любит риск |
Любит стабильность | |||||||||||
19 |
Аналитический ум |
Образное мышление | |||||||||||
20 |
Независимая |
Ориентируется на мнение других | |||||||||||
21 |
Любит соревноваться |
Предпочитает компромиссы | |||||||||||
22 |
Черствая |
Внимательная к потребностям других | |||||||||||
23 |
«выражается» |
Не пользуется грубыми словами | |||||||||||
24 |
Недоверчивая |
Доверчивая | |||||||||||
25 |
Безразличная |
Сочувствующая | |||||||||||
26 |
Сдержанная |
Эмоциональная | |||||||||||
27 |
Не имеет дома животных |
Имеет дома животных | |||||||||||
28 |
Рациональная |
Надеется на интуицию | |||||||||||
29 |
Степенная |
Суетливая | |||||||||||
30 |
Фамильярная |
Корректная | |||||||||||
31 |
Низкий социальный статус |
Высокий социальный статус | |||||||||||
32 |
Имеет узкий круг интересов |
Имеет широкий круг интересов | |||||||||||
33 |
Плохо одета |
Хорошо одета | |||||||||||
34 |
Мало зарабатывает |
Хорошо зарабатывает | |||||||||||
35 |
Несчастная |
Счастливая | |||||||||||
36 |
Неорганизованная |
Организованная | |||||||||||
37 |
Неревнивая |
Ревнивая | |||||||||||
38 |
Предсказуемая |
Непредсказуемая | |||||||||||
39 |
Ненадежная |
Надежная | |||||||||||
40 |
Имеет любовника (ков) |
Верная жена | |||||||||||
41 |
Умеет готовить | ||||||||||||
42 |
Любит детей | ||||||||||||
43 |
Образованная | ||||||||||||
44 |
Раскрепощена в сексе | ||||||||||||
45 |
Спортивная |
Понятие о группах и
коллективах. Виды и уровни развития групп. Референтная группа
Группа — это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, этнической, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.). Наиболее распространено деление групп по размеру на большие и малые группы.
Большие г ...
Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского
поведения и воспитание детей
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеются в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его ...
Теоретические основы организации социальной помощи,
предотвращающей суициды. Основные
психологические подходы к исследованию суицида
Сложность, многогранность феномена самоубийства, а также нередкое смешение индивидуального и социального уровней суицидальных проявлений обусловливает разнообразие подходов к их объяснению.
Антропологический подход представлен «конституциональными» воззрениями Э. Кречмера и У. Шелдона, усматривавших основу суицидального поведения «в ко ...